Недвижимость
за рубежом
- Недвижимость Австрии
- Недвижимость Болгарии
- Недвижимость Германии
- Недвижимость Греции
- Недвижимость Доминиканы
- Недвижимость Египта
- Недвижимость Иордании
- Недвижимость Испании
- Недвижимость Италии
- Недвижимость Кабо-Верде
- Недвижимость Кипра
- Недвижимость Кубы
- Недвижимость Марокко
- Недвижимость ОАЭ
- Недвижимость Панамы
- Недвижимость России
- Недвижимость Румынии
- Недвижимость Словакии
- Недвижимость Тайланда
- Недвижимость Турции
- Недвижимость Франции
- Недвижимость Хорватии
- Недвижимость Черногории
- Недвижимость Чехии
- Недвижимость Шри-Ланка
Таиланд: доступная экзотика
Королевство Таиланд занимает особое место среди стран, в которых россияне приобретают жилье. Русскоязычная пресса в курортных регионах Паттайя и Пхукет все больше превращается в каталоги недвижимости.
Достаточно полистать подшивки газет для туристов за последний год, чтобы убедиться: интерес наших соотечественников к здешним квадратным метрам активно подогревается местными девелоперами и риелторами.
Таиланд для европейца — как другая планета: уклад жизни здесь очень похож на наш, но в то же время все совсем по-другому. В новеньком и безупречно чистом аэропорту Бангкока, в сравнении с которым Пулково — детская площадка, гостей встречают щиты с пожеланием долгой жизни и здравия королю.
Другая планета
В этой стране практически нет «лохматых» автомобилей и автобусов, развиты промышленность и сельское хозяйство, поезда метро в Бангкоке бесшумно проносятся где-то на уровне четвертого этажа, а с восемьдесят шестого этажа сверкающего небоскреба Байок Скай можно любоваться разбегающимися в разные стороны магистралями, но при этом — царит монархия.
Его Величество Пумипон Адульядет (он же Рама IX) — монарх не только по конституции, но и по призванию. Он не просто наследственный правитель королевства, а менеджер, в молодости получивший блестящее политолого-экономическое образование в Швейцарии. Коронованного в далеком 1946 году, его в течение полувека можно было видеть в разоряемых ливнями беднейших районах и хижинах.
Он курирует государственные программы, связанные с образованием, здравоохранением и дорожным строительством. А на денежных знаках, плакатах и календарях, какие можно увидеть в любой лавке или офисе, его изображают с блокнотом, географической картой и профессиональной зеркальной фотокамерой.
Верховную власть тайцы, в отличие от нас, никогда не ругают. Иронично отозваться о короле — значит серьезно обидеть любого подданного Пумипона Адульядета: к нему здесь относятся как к отцу. И, надо заметить, своим непосредственным участием в жизни народа Его Величество заслужил такое отношение. При этом военные перевороты и смены проворовавшихся парламентских лидеров происходят в Таиланде примерно с той же частотой, что у нас президентские выборы.
Тамошняя зима намного теплее и ласковее нашего лета. В декабре у них дачный сезон. По пятницам и воскресеньям вокруг Бангкока выстраиваются многокилометровые пробки (совсем как у нас), от которых не спасают двух- и трехъярусные магистрали. А ведь по сравнению с их дорогами многие наши федеральные трассы — лесная просека.
Вокруг города — деревни, в которых несколько лавочек, храм Божий (точнее, пагода), фермерские дома и дачи. Среди дач встречаются и лачуги из прочных, как железо, досок, и вполне приличные особняки.
В сезон дождей и палящим летом делать в Таиланде нечего: приходится прятаться от жары, передвигаясь перебежками между торговыми центрами Бангкока (как мы морозной зимой ныряем из одного теплого магазина в другой). Современные стеклянно-бетонные торговые центры простираются на целые кварталы в разные стороны, и здесь настоящее раздолье для любителей шопинга.
Кварталы бедноты напоминают наши «хрущобные» райцентры. Но при этом, кроме ресторанчиков с дешевой экзотической едой, лавочек и магазинчиков, здесь множество интернет-клубов, в которых активно проводят свой досуг дети из малообеспеченных семей. Складывается впечатление, что компьютерная грамотность у них в крови.
Несмотря на тропический климат и богатые гумусом почвы (в Таиланде снимают несколько урожаев в год), природа не балует подданных Пумипона Абдульядета. После тропических дождей и лесных пожаров начинается масштабный ремонт дорог (совсем как у нас после весенней распутицы).
Ливни запросто смывают массивные бетонные эстакады, но туристы, приезжающие сюда зимой, порой об этом даже не догадываются: к началу сезона все уже отремонтировано и восстановлено.
В Таиланде дороги энергоносители и грузоперевозки, зато продукты питания, связь и цемент — по нашим меркам, почти бесплатны.
Курортная жизнь
Паттайя (это курортный город, который не слишком чистыми общественными пляжами и бетонными коробками на берегу напоминает наш Сочи) отнюдь не похож на большую стройку. Строительный бум здесь случился несколько десятилетий назад и оставил после себя множество высотных монолитных коробок — отелей.
Американцы, отдыхавшие в рыбацкой деревушке после вьетнамских сражений, разглядели здесь перспективный курорт и удачно вложились в недвижимость. Сейчас практически все отели оккупированы русскими и китайскими туристами.
Последние прилетают сюда на выходные, точно так же, как петербуржцы катаются в Финляндию, чтобы провести уик-энд в благополучном уголке Европы, никогда не знавшем коммунизма. Разновозрастную группу китайских туристов в Таиланде можно узнать издалека: они в ярких футболках, держатся вместе, разговаривают неестественно громко и тревожно оглядываются по сторонам.
Словно славные труженики большого флагмана социалистической индустрии с председателем профкома завода по путевке выходного дня выехавшие куда-нибудь в Пушгоры лет этак тридцать назад.
В туристический сезон (это наша зима) здешние отели с ненавязчивым сервисом забиты под завязку. Собственно говоря, отель здесь нужен только для того, чтобы бросить чемоданы. Далее гостей ждет ночная жизнь с шоу трансвеститов, двух- и трехдневные поездки на острова с белым песком и кокосовыми пальмами либо в глубь континента, на теплую тропическую реку Квай, где можно долго плыть за плотами по течению.
Кусочек тропиков для сибиряка
Похоже, что кризиса на таиландском рынке недвижимости не предвидится — для этого он еще не слишком разогрет. Хотя некоторые признаки застоя налицо. Главный из них — наполовину законсервированные стройки со щитами, на русском и английском языках призывающими приобрести недвижимость. Здесь неспешно трудятся гастарбайтеры из Бирмы и Лаоса.
По нашим меркам, недвижимость здесь — доступнее не бывает. Правда, если изучать рынок по русскоязычным каталогам, складывается впечатление, что цены на квартиры в строящихся домах не так уж отстали от петербургских и московских. Есть только маленький нюанс: за 100–130 тыс. евро это будет практически безупречная и великолепно меблированная жилплощадь в элитном кондоминиуме либо вилла с участком.
Объекты, которые предлагаются к продаже в Паттайе и на Пхукете, отличает впечатляющий разброс ценовых и качественных параметров. Рынок недвижимости четко делится на «внешний» и «внутренний» с совершенно иными порядком цен и правилами игры.
Однокомнатную студию в Паттайе можно приобрести за 10–15 тыс. евро, трехкомнатную — за 25–36 тыс. дол. Это будет жилище обставленное и неплохо отремонтированное, причем гораздо более приличное, нежели «брежневская» панельная «однушка» или «трешка» в районном центре российской глубинки.
Правда, если у вас нет постоянного бизнеса в Таиланде, такое приобретение может оказаться бессмысленным, потому что в ваше отсутствие в нем кто-нибудь поселится, а ежемесячные эксплуатационные расходы составляют несколько сотен долларов.
Львиная доля в коммунальных платежах приходится на электроэнергию, необходимую для работы кондиционеров. Тайцы стараются экономить на электричестве, пользуясь энергосберегающими лампами, однако кондиционирование жилых помещений в летний период — удовольствие дорогое.
Бунгало (это подобие нашего домика в садоводстве) на тропическом острове в разгар туристического сезона можно снять за 300–500 бат в сутки (250–400 руб.), но прицениться к подобным объектам нам как-то не удалось. И местные жители, и риелторы в ответ на вопрос о ценах только разводили руками.
Так или иначе, но в курортных районах Таиланда обосновалось немало русских (среди них доминируют переселенцы из Сибири и Дальнего Востока), жителей Узбекистана и Казахстана, ведущих собственный бизнес, а также немцев.
Последние — преимущественно пенсионного возраста, а с европейской пенсией, которая значительно превышает среднюю зарплату тайца, ощущают себя едва ли не отставными миллионерами.
Впрочем, европейцы, на склоне лет обосновавшиеся в тропиках, не слишком активные покупатели недвижимости: они предпочитают путешествовать по стране, переезжая из одних съемных апартаментов и бунгало в другие.
Австрия: недвижимость растет в цене медленно, но верно | В начало раздела |