- 25.11 Карта Италии Подробные карты Италии, возможность скачать карту Италии, просмотр, распечатка карт
- 25.11 Италия Италия, имеющая форму сапога, на карте сразу же бросается в глаза. Италия расположена между Адриатическим,...
- 08.10 Особенности покупки недвижимости в Италии В Италии богатый природный ландшафт, обилие исторических памятников, уникальная архитектура, поэтому практически в...
- 17.09 Ипотека в Италии. Кредит на недвижимость Заявление с ходатайством о предоставлении ипотечного кредита только тогда будет рассматриваться банком, когда...
- 25.11 Италия Если бы нам понадобилось составлять рейтинг недвижимости Италии, он получился бы достаточно разнообразным, поскольку...
- 16.10 ТОП-5 лучших рынков недвижимости для пляжного отдыха Цены на курортное жилье в самых «раскрученных» регионах, под пальмами и у пляжа, могут отпугнуть потенциальных...
- 16.10 Рим: недвижимость вечного города Рим — город пестрый и всеобъемлющий. В сетях широких улиц, где сверкают современные витрины, узких кривых проулков,...
- 25.11 Калабрия: идеальная Италия для прагматиков Прекрасная Италия уже не первое столетие будоражит воображение русского человека. Мы бываем так заворожены...
- 07.10 Приобретение жилья за границей: как покупателю стать законным жителем страны Купить недвижимость за границей - это полдела. Визы, мультивизы… виды на жительство - вот вторые полдела. Без этого...
- 25.09 Недвижимость в Италии - доступные соблазны Покупка зарубежной недвижимости довольно распространена даже в кризис. В общем-то, точнее будет сказать – особенно в...
- 23.09 Падение цен на жилье ударило по Великобритании Наиболее сильно падение цен на европейском рынке недвижимости в 2008 году в связи с мировым экономическим кризисом...
- 12.09 Под вечно падающей башней Надо признать, пизанцы хорошо устроились: их замечательная башня падает век за веком, а эксперты, словно следуя...
- 28.08 Интерес иностранных покупателей вызвал рост цен на элитную недвижимость в Италии Данные недавнего исследования, проведенного национальной ассоциацией риэлторов FIMAA, показали, что растет спрос на...
- 26.05 Как купить квартиру или виллу в Испании, Италии и Греции Несмотря на то, что цены в Испании, Италии и Греции, как, впрочем, и уровень жизни, заметно выше, чем Турции или...
- 08.05 Цены на жилье в Италии пошли на спад Рынок недвижимости Италии входит в период стагнации, цены на жилье в крупных городах снижаются.
Недвижимость
за рубежом
- Недвижимость Австрии
- Недвижимость Болгарии
- Недвижимость Германии
- Недвижимость Греции
- Недвижимость Доминиканы
- Недвижимость Египта
- Недвижимость Иордании
- Недвижимость Испании
- Недвижимость Кабо-Верде
- Недвижимость Кипра
- Недвижимость Кубы
- Недвижимость Марокко
- Недвижимость ОАЭ
- Недвижимость Панамы
- Недвижимость Португалии
- Недвижимость России
- Недвижимость Румынии
- Недвижимость Словакии
- Недвижимость Тайланда
- Недвижимость Турции
- Недвижимость Франции
- Недвижимость Хорватии
- Недвижимость Черногории
- Недвижимость Чехии
- Недвижимость Шри-Ланка
Достопримечательности Милана
|
Милан привлекает приезжих модой, кухней, оперой, церковью (четвертой по величине в мире), замком в стиле ренессанс и фреской "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Но это по большей части рабочий город, деловая и финансовая столица страны.
Здесь огромные возможности для хождения по магазинам, необычайно вкусная кухня и множество ночных клубов (благодаря нынешнему самому крупному в стране сообществу геев).
Милан - большой город, но главных исторических достопримечательностей здесь всего две: огромный собор, который был заложен в 1386 году и все еще не завершен, и остроконечный замок Сфорца. Пьяцца дель Думо граничит с самым красивым в мире торговым центром - галереей Витторио Эмануэля II.
Преодолев соблазн посетить кафе и бутики, выйдите к святая святых оперы: ля Скала. В Милане очень много галерей искусств и музеев, но самый известных среди них - Винчиано Рефектор, где помещена "Тайная вечеря".
«Дом с террасой», площадь Тичинских ворот
Пройдя чуть дальше по улице Арена, можно зайти во двор напротив дома №7 по улице Арена. Собственно, это и не двор даже, а кусок пустыря, находящийся в безраздельном владении безумных садоводов, скрывающихся за коллективным псевдонимом Vivaio Riva.
Сюда горожане приезжают за цветами в горшках, которые выставляются на балконы, открытые террасы, подоконники, перед входом в магазины и офисы, в каморке у консьержки и еще всюду, куда влезут. Даже зимой в местных теплицах цветут крокусы, а в маленьком пруду лениво бултыхаются жирные золотые рыбки. Дерево, оставшееся украшенным с Рождества, обвешано осколками зеркал и цветными лампочками. Странное, запущенное и оттого страшно обаятельное место, на задворках которого вдобавок находятся развалины античного амфитеатра.
Вернувшись на основную дорогу, обратите внимание на дом №50: в Милане такие называют «Дом с террасой». В квартиры попадают двумя способами: прозаическим (с лестничной клетки) и романтическим (через уставленный цветами общий балкон).
А сразу за площадью Сант-Эусторджио находится площадь Тичинских ворот. Триумфальная арка на бывшем мосту через ныне перекрытый Тичинский канал была спроектирована тем же Луиджи Каньолой, что построил арку Мира в начале проспекта Семпьоне, и для того же Наполеона. В 1800 году, победив при Маренго, император проехал именно по этому месту, так что ворота целых 14 лет назывались даже не Тичинскими, а Маренгскими.
Амброзианская пинакотека, палаццо Кастами, церковь Сан-Себастьяно
Неподалеку, на площади Пия XI, находится Амброзианская пинакотека - кажется, самый знаменитый музей в Милане. Основал его в 1618 году архиепископ Федерико Борромеи, в чьей огромной коллекции живописи и скульптуры были (и остаются) работы Леонардо, Рафаэлям Караваджо. А еще девятью годами раньше святой Федерико (между прочим, племянник святого Карла и наследник его кафедры) открыл в этом же здании (на первом этаже) библиотеку, куда передал свое собственное собрание книг и рукописей.
Среди прочих редкостей новообразованная библиотека получила вергилиевскую «Ilias Picta»с комментариями Петрарки и миниатюрами Симоне Мартини, том Аристотеля с маргиналиями и «Атлантический кодекс» Леонардо — собрание записок, дневников, рисунков и проектов художника, которое святой Федерико приобрел у наследников скульптора Леоне Леони в 1637 году. В 1796 году манускрипт реквизировал Наполеон, и вернуть его удалось лишь через 20 лет.
Обойдя здание Пинакотеки по кругу, вы выйдете к главному фасаду библиотеки на небольшую площадь Сан-Сеполькро, носящую имя небольшой церкви Сан-Сеполькро, построенной здесь в 1030 году. Мраморную крипту, в частности, соорудили из античных плит, добытых с находившегося по соседству античного форума.
Напротив церкви - палаццо Кастами XV века: именно с его балкона Муссолини впервые объявил об образовании фашистской организации. В первое время организацию эту так и звали - Партия сапсеполькристов. Когда же дуче пришел к власти, благодарные миланцы даже воздвигли на площади целую башню, чтобы ему удобнее было разговаривать с народом.
Напротив - магазин, который торговал гипсовыми статуэтками Мадонны еще во времена Карло Борромеи и благополучно продолжает делать это до сих пор.
Следующее примечательное сооружение - церковь Сан-Себастьяно, которую Пеллегрини построил по заказу все того же святого Карла Борромеи, на сей раз - в память о жертвах чумы 1576 года (святой Себастьян считался защитником от моровых болезней). Если вы окажетесь здесь в первой половине дня и зайдете внутрь, то обратите внимание на первую капеллу справа, которую расписывал Лепьянино.
Последний важный храм в этом районе - церковь Сан-Джорджо на улице Торино. Самый первый храм был воздвигнут здесь еще в 750 году - даже раньше Сан- Церковь Сан-Сатиро. Но с XII века начались затяжные перестройки, продолжавшиеся аж до середины XVIII века, так что теперь самое древнее, что есть в церкви, - фрески Луини 1516 года (в третьей капелле справа). Вообще-то, предполагалось, что художник распишет «Страстями Христовыми» все свободные стены, но посреди работы он разругался с настоятелем, убил его и сбежал из города, не закончив задания.
Амброзианская пинакотека
Музей, основанный в 17-ом веке кардиналом Федерико Борромео, считается одной из лучших галерей Милана. В коллекции основное внимание уделено работам с 15-ого по 17-ое столетие. Здесь вы сможете созерцать такие шедевры живописи как "Корзина с фруктами" Караваджо, картоны Рафаэля к ватиканской фреске "Афинская школа", а также картины Тициана, Ботичелли, Леонардо и других мастеров. Прилегающая библиотека (Biblioteca Ambrosiana, 1609 г.) также иногда устраивает экспозицию и считается самой старой публичной библиотекой в Италии.
Варена и Белладжо
Пожалуй, только два этих селения на восточной стороне озера не удостаиваются от комачинов язвительных комментариев по поводу своего местоположения. Дело в том, что берег, лежащий напротив аристократического запада, начисто лишен солнечного света, а посему представляет собой унылую и не столь зеленую альтернативу счастью, веселью и беззаботности. И только Варенна и Белладжо, расположенные по обе стороны от входа в третий озерный отросток, Лекко, награждены и светом, и весельем, и роскошью.
Деревня Варенна со своими 800 жителями слегка напоминает Венецию: домики спускаются к воде, а лодки пристают прямо к ступеням. Варенна населена потомками обитателей острова Комачина, спасшимися от пожара и разорения в 1169 году, а посему обладающими особой стойкостью, верой в жизнь и ощущением счастья каждого прожитого дня, что, видимо, и помогает вареннцам на протяжении многих столетий добывать мрамор, идущий в том числе и на покрытие полов миланского Дуомо.
В деревне обязательны для посещения церковь Сан-Джорджо, Музей мотоциклов, а также две виллы - Чипресси и Монастеро. Обе примечательны своими садами, элегантными интерьерами и оригинальной мебелью.
Городок Белладжо прежде всего знаменит своей гостиницей, а та, в свою очередь, -постояльцами вроде Черчилля или Кеннеди. Шикарные интерьеры, пляж, гурманские рестораны, мягкий климат, розовый сад и прекрасная история - псе это привлекает в давно не ремонтировавшийся и не подвергавшийся реконструкциям отель состоятельных клиентов со всего мира. Некоторые помещения гостиницы, принадлежащие первоначальной вилле, построенной в XVI и веке семьей Сербеллони, открыты для посещения по билетам, заказанным заранее в местном туристическом.
Неоклассическая вилла Мельци д'Эрил была выстроена в 1810 году знакомым нам по вилле д'Эсте архитектором Джокондо Альбертолли. К сожалению, только часть помещений открыта для публики. К их числу относятся археологический музей и часовня. Ну а снаружи - пожалуйста, ходите себе по саду со скульптурами. Впрочем, свежий воздух на вилле тоже стоит денег.
Галерея современного искусства
Королевская вилла была построена Леопольдо Поллаком в классическом вкусе по заказу графа Лодовико Барбьяно ли Бельджойозо в 1790 году, в 1809-м была выкуплена Цизальпинской республикой, чтобы стать подарком Наполеону, и после этого долго служила резиденцией разных выдающихся личностей от Евгения Богарне, итальянского вице-короля, который здесь проводил медовый месяц с Амалией Баварской, до маршала Радецкого, усмирявшего свободолюбивых итальянцев силой австрийского оружия.
В 1920 году вилла перешла в муниципальную собственность и стала помещением для Галереи современного искусства. Собрание Галереи формировалось в основном за счет частных даров (из крупных приобретений только собрание Рикардо и Магды Юкер досталось Милану не даром).
Поэтому и экспозиция устроена так, чтобы из залов с коллекцией Вис-мара (Ренуар, Матисс, Пикассо) зритель попадал в залы с коллекцией Юкеров (Брак, Мондриан, снова Матисс, Кандинский и итальянские футуристы и метафизики) и так далее сквозь отдельные экспозиции, посвященные скульпторам Медардо Россо и Мариио Марини, через залы, где будут те же импрессионисты (Мане и Берта Моризо), пост-импрессионисты (Гоген, Сезанн, Ван Гог и Тулуз-Лотрек), те же итальянские задиры-футуристы Боччони и Балла и те же метафизики Де Кирико и Моранди, - чтобы в конце пути, па третьем этаже, занимаемом коллекцией Грасси, вдруг вернуться в XIX век, к Коро и Милле.
Достопримечательности площади и улицы Мерканти
В конце 1970-х годов флорентиец Марко Децци Балдески приступил к реставрации древней постройки. Специалист по современной архитектуре, чешскому кубизму и астрологии эпохи Возрождения, Децци Балдески принадлежит к той школе реставраторов, которая считает позднейшие наслоения не менее важным историческим документом, чем оригинальный замысел.
В результате после шлет работы здание предстало зрителям в виде коллажа ни фрагментов карнизов, покрытых натуральной патиной кирпичей, дыр. О назначении которых остается только гадать, а также всего того, что позволяет проследить эволюцию материалов, стилей и вкусовых предпочтений. Спроектированная самим архитектором металлическая лестница продолжает неспешно возводиться и после окончания основных работ.
На площади остались и другие средневековые сооружения. Например - лоджия дельи Озии, выстроенная по заказу герцога Маттео Висконти из черного и белого мрамора. С балкона на верхнем этаже зачитывались герцогские эдикты, а на парапете, украшенном статуями Девы Марии и святых, изображены гербы миланских кварталов.
Следующее по возрасту здание - готический дом Панигарола, использовавшийся с xv века в качестве регистрационной палаты.
На столетие позже (в 1562 году) был возведен Дворец юрисконсультов, выходящий фасадом па прорубленную в середине XIX века улицу Мерканти. Изначально в нем размещался юридический коллеж для знати, а теперь здание отошло Миланской торговой палате.
Дворец юрисконсультов построен вокруг еще более древней башни Коммуны, на верхушке которой когда-то была выставлена статуя испанского короля Филиппа II. Французы заменили ее на Брута, символизировавшего свободу и гражданское мужество. Австрийцам врут, разумеется, пришелся не по нраву, и потому сегодня с крыши башни благословляет население совершенно нейтральный святой Амвросий.
Напротив палаццо делла Раджоне - барочное, 1645 года, здание скуоле Палатине, украшенное статуями преподававшего в Милане святого Августина и римского поэта Авзоиия, уже в IV веке умудрившегося авансом воспеть город Милан (тогда еще Медиолан). Дополняет ансамбль колодец XVI века с пристроенными в следующем столетии колоннами и фризом.
Так что если в самом начале прямоугольное здание ратуши стояло в центре квадратной площади в гордом одиночестве, то теперь на примере площади Мерканти можно изучить добрую часть истории миланской архитектуры, от ломбардского стиля до барокко. Жаль только, что предрождсственский рынок переместился на площадь Сант-Амбрдожо. Но зато букинистов с насиженных на площади Мерканти мест никто не гонит. А помимо книжек тут торгуют еще и раритетными виниловыми пластинками и магнитофонными записям
Замок Сфорцеско
Идея воздвигнуть оборонительные сооружения за пределами городских стен возникла в светлой герцогской голове второго Галеаццо Висконти в 1368 году. Именно тогда был построен первый замок (который, правда, был значительно меньше, чем нынешний).
Уже следующий Висконти - Джан-Галеаццо (инициатор строительства Дуомо) - решил не только расширить крепость, по и превратить ее в резиденцию, соответствующую богатству и могуществу семьи. Наконец последний Висконти - Филиппо-Мария - вызвал и Милан лучшего тогдашнего архитектора Брунеллески и повелел ему возвести что-нибудь совсем уж роскошное.
Впрочем, во время последовавших за смертью Филиппо-Марии беспорядков, которые в большинстве исторических сочинений носят почетное имя Амброзианской республики часть замка была разрушена.
В 1450 году к власти пришел Франческо II Сфорца (первоначально состоявший при Филиппо-Марии начальником войска и мужем его дочери Бьянки). Ровнять замок с землей, как того требовали массы, он не стал, а, наоборот, назвал руины своим именем и призвал инженеров Джованни да Милапо и Марко-Леоне да Ногароло для ремонтно-расширительных работ.
Их сменил Антонио Аверулино по прозвищу Филарет, поставивший над главными воротами 70-метровую башню, которая так и называется - Филаретова башня. Второе название - башня Умберто II - появилось уже в XIX веке, когда башня (взлетевшая на воздух от взрыва пороха в 1521 году) была отреставрирована и украшена скульптурным портретом вышеозначенного монарха.
К 1466 году, когда Франческо Сфорца оставил лучший из миров, замок был практически готов. Помимо герцогской резиденции и надвратной башни Филарета, к нему были добавлены дне угловые башни, а перед крепостью вырыли ров, через который перекидывался деревянный мост. Следы устройства, поднимавшего и опускавшего мост, видны на стенах надвратной башни до сих пор: отверстия были заделаны кирпичом более светлого цвета.
Тем временем в 1469 году следующий Сфорца - Галеаццо Мария - заложил первый камень в основание внутреннего Герцогского дворца. Правитель этот был весьма нетерпелив и постоянно подгонял строителей. В результате семейство успело въехать в новую резиденцию еще при жизни Галеаццо Марии. Правда, покрыть росписями к этому моменту смогли далеко не все залы: некоторые помещения были просто задрапированы красным и зеленым бархатом, а одну комнату недолго думая просто покрыли сусальным золотом.
Интерьер собора Дуомо
Фасад Дуомо, как то бывало с готическими храмами, был доделан позже всего: затянувшиеся работы начал подгонять только Наполеон, который вбил себе в голову, что регалии короля Италии он должен получить именно в Миланском кафедральном соборе. Хотя и после коронации работы над Дуомо не закончились: еще полтора века шла отделка интерьера, изготавливались по оригинальным рисункам xv века недостающие витражи и отливались бронзовые двери.
Как и все прочие готические церкви. Миланский собор украшен многими сотнями (а точнее, даже тысячами) скульптур. Некоторые из них довольно примечательны: например, пара женских фигур, водруженных па центральный балкон фасада, считаются прообразом нью-йоркской статуи Свободы. Действительно, если факел с левой скульптуры дать в руки увенчанной лучистой короной правой, получится вполне похоже. А если учесть, что Огюст Вартольди, автор статуи Свободы, в Милане точно бывал, то легенда становится вполне правдоподобной.
Самая примечательная статуя из тех, что украшают интерьер собора, - изображение святого Варфоломея, покровителя рыбаков. Святой этот известен тем, что с него заживо содрали кожу. В таком виде он и стоит в Миланском соборе (причем скульптор, гордясь анатомической точностью, даже написал на постаменте: «Не Пракситель меня создал, но Марко д'Аграте»).
Еще имеется надгробие благородного кондотьера Джан-Джакомо Медичи, которое долгое время приписывали Микеланджело, но в конце концов было атрибутировано Леоне Леони. Этот Джан-Джакомо (дальний родственник тех Медичи, что во Флоренции) терроризировал все окрестности озера Комо по собственной инициативе, потом нанялся к Карлу V, а в конце концов дослужился до титула маркиза Меленьянского и был похоронен в кафедральном соборе.
Ему, между прочим, очень повезло: в конце XVI века святой Карл Борромеи вычистил из Дуомо большинство захоронений (мотивировав это соображениями гигиены). С тех пор здесь покоятся исключительно нетленные останки святых.
А собор вместо надгробий украшают резной цикл с житием святого Амвросия на деревянных хорах, французский бронзовый с золотом пятиметровый канделябр XIII века, два органа, состоящие из 13 200 труб и 180 регистров, и, наконец, совершенно выдающиеся витражи.
Витражи Дуомо создавались па протяжении всего строительства: один из первых был подарен Коллегией нотариусов еще в 1473 году, а последний, живописующий деяния архиепископов Шустера и Феррари во время двух мировых войн, был преподнесен собору благодарными прихожанами в 1988 году.
А еще в соборе хранится один из гвоздей, которыми якобы был прибит к кресту Христос. Гвозди эти (числом три) нашла некогда святая Елена и подарила сыну своему, императору Константину. Один был брошен в море, чтобы усмирить бурю, второй хранится в соборе в Монце, на третьем держалась подкова Константиновой лошади.
Этот последний гвоздь был утерян, а затем обнаружен святым Амвросием в некоей кузне, выкуплен за весьма скромную плату и помещен в драгоценную дарохранительницу, для которой при строительстве собора предусмотрели специальную нишу в апсиде.
Два дня в году гвоздь выставляется на обозрение прихожан (чтобы его достать, миланский епископ поднимается к нише при помощи специального устройства, изобретенного еще Леонардо). Все остальное время вместо гвоздя показывают один только красный луч па стене.
Все прочие скульптуры и реликвии можно обозреть в Музее Дуомо в левом крыле Королевского дворца. Там же экспонируются многочисленные, накопившиеся за долгие столетия строительства наброски, чертежи и эскизы, а также некоторые украшения фасада (вроде статуи Джана Галеаццо Висконти работы Джордже Солари, которая свалилась с одного из шпилей во время Второй мировой войны).
Впрочем, скульптуры гораздо интереснее рассматривать не в музее, а на крыше собора, откуда вдобавок открывается совершенно волшебный вид на город, а если повезет - еще и па Альпы.
Миланский собор
Миланский собор провоцирует на эпитеты в сильно превосходной степени. Грандиозный, ошеломляющий, великолепный...
Срок для его строительства потребовался не менее впечатляющий: шесть веков. Первый камень заложил 23 мая 1386 года архиепископ Антонио ди Салуццо. Строить при этом решили не из красного обожженного кирпича (как было прежде принято в Милане), а из ценнейшего кандолийского мрамора.
Добывался этот мрамор в карьерах у Лаго-Маджоре, на земле владетельного герцога Джан Талсаццо Висконти, и возили его до стройплощадки по специально прорытым каналам. На благое дело герцог предоставил мрамор бесплатно, за что отказаться от вознаграждения предложено было и всем строительным рабочим.
На том месте, где стали возводить Дуомо, в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке и разрушенная в VI, а с VII века - церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора.
Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец - Симоне де’Орсениго. В течение 10 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся Джунифорте Солари.
Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный в основании купол. В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году - после того как его торжественно открыл святой Карл Борромеи (который очень активно участвовал в работах и даже лично выбрал архитектора Пеллегршю Пеллегрини для проектирования пола и хоров Дуомо).
В 1769 году появился 104 -метровый шпиль с четырехметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы, и был из дан декрет о том, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города (на крыше «нарушителя» - небоскреба «Пирелли» - установлена точная масштабная копия статуи Мадонны, не спасшая, впрочем, башню от самоубийцы, врезавшегося в ее верхние этажи на своем самолетике осенью 2001 года).
Оперный театр Ла Скала
Построенный знаменитым архитектором Джузеппе Пьермарини в 1177-1778 гг. на месте церкви "Санта Мария делла Скала", Ла Скала является одним из самых знаменитых оперных театров в мире. Театр известен далеко за пределами Милана своей бесподобной акустикой и знаменитыми композиторами, произведения которых были здесь поставлены. Также слава театра связана с деятельностью гениального дирижера Артуро Тосканини.
Церковь Санта-Мария делле Грацие
Церковь Санта-Мария делле Грацие – церковь эпохи Возрождения в Милане, заказанная доминиканскими монахами архитектору Джуинфорте Солари в1466 -1490 гг. Последующие модификации были сделаны архитектором Донато Браманте в1492-1497 гг. Церковь знаменита фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», которую великий художник написал в 1495 - 1497 для трапезной расположенного здесь в то время Доминиканского монастыря.
Классик английской литературы ХХ века Альдоус Хукслей назвал эту фреску «самым печальным в мире произведением изобразительного искусства». В 18-19 в фреска претерпела множество благонамеренных, но неудачно выполненных «исправлений». Однако, недавняя длительная реставрация уничтожила все попытки предыдущих многовековых корректировок, исправляя причиненный ими ущерб.
Кроме того, фреске был нанесен урон не только Наполеоновскими войсками, которые использовали стену церкви для учебной стрельбы, но и союзническими бомбами, взорвавшими крышу здания во время Второй мировой войны, после чего разорванное на куски произведение в течение 3 лет было брошено на произвол судьбы. Таким образом, «Тайная вечеря» представляет собой не больше, чем тень шедевра, созданного рукой великого живописца.
Тем не менее, фреска, запечатлевшая Иисуса Христа, обращающегося к своим ученикам: «Воистину говорю вам - один из вас предаст меня», по-прежнему мощно воздействует на эмоции. Посетителям разрешается входить в церковь и осматривать фреску группами не более 25 человек, но прежде они должны пройти через определенные устройства, удаляющие загрязнения с одежды. Очереди желающих посмотреть фреску никогда не иссякают, и билеты обычно бывают проданы заблаговременно.
Часто упускают из виду другие огромные сокровища самой церкви 15-го века, крупнейшими из которых являются изящный купол храма и другие архитектурные инновации одного из известнейших архитекторов высокого Ренессанса Донато Браманте.
|